На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Лучшая жизнь - в лучшем пространстве.

Ах, если бы человечество не отклонялось от главной линии развития, написанного ещё на стене Дельфийского храма неизвестным: «Познай самого себя». Как далеко бы мы продвинулись.

Нам все время кажется, что внешние обстоятельства вызывают в нас негативные эмоции. Это – иллюзия, попытка оправдать свои действия. Мой гнев не в причине, а во мне, это мой опыт, то самое подсознание, которое рулит мной подавляющую часть жизни. И это внутреннее чувство проецируется мной во внешний мир, творя его. Поэтому то и надо разбираться с собой, а не с другими.

У нас слабое осознание вреда эмоций, мы «плаваем» в этом вопросе, приписывая им нечто необходимое, без чего нельзя жить, благородное и прекрасное. Между тем они не содержат ничего, кроме слабости и экзальтированности, распущенность в этом вопросе ведёт к истерии, преступлению или безумию. По сути, в каждый момент происходит выбор между чувствами и разумом, когда эмоции берут верх, разум отключается, когда берет верх разум, отступают чувства.

Проблема в том, что чувствам приписывают роль разума, это у него бесконечные возможности, чувства вообще не содержат в себе суждения – ни истинного, ни ложного, это просто волны на воде. Кант: «т.к. у нас нет иного источника знания, кроме этих двух (чувства и разум), отсюда следует, что заблуждение происходит только от незаметного влияния чувственности на рассудок».

Да, это наша природа, в Библии это названо первородным грехом и должно не забывать об этом своем фундаментальном человеческом дефекте, с этим приходится жить. А вот как ты будешь жить – оправдывая это или преодолевая – твой выбор. Философия - постоянная работа духа, работа со своим сознанием, постоянное нахождение нестыковок в мышлении, в своих взглядах, наблюдение как эти взгляды влияют на повседневную жизнь и через это активное постижение истины.

Духовность – это прежде всего потребность в бессмертии, а это базовая потребность любого существа. И этика предлагает практический путь его достижения.

Центральное место в этике занимает вопрос о добре и зле, основная этическая категория – совесть. Именно навык слышать этот внутренний компас, направленный на высоту, постепенно формирует личность. Лишь твердая внутренняя уверенность помогла Сократу спокойно выпить чашу с ядом, а Христу пойти на крест. Уверенность в чем? Да в том, что есть лучшая реальность и попасть туда возможно только через внутренний сознательный выбор.

Мы с вами бытие, думающее себя, а значит, способны сами творить его. В рамках своего опыта. Да, эти рамки порой бывают очень жёстки, но их можно потихонечку расширять путем исправления своего характера и своих взглядов. При этом, заметьте, этика (как и совесть) не диктует и не запрещает, она лишь призывает называть вещи своими именами – добро добром, зло злом. Результат выбора показывает практика. Выход из порочного круга – это перестать творить зло.

Споры по поводу того, что считать добром, а что злом, есть ли вообще это разделение постоянно присутствуют на протяжении всей истории человечества. Эти слова, как и слова мораль, грех, покаяние, настолько набили оскомину, что произносить их считается моветоном. И это понятно, засилие и запугивание религии, также как и постоянное воспитывание родителей, вызывает протест. А человеку нужно научиться самому трудному – автономному самопознанию.

Считается, что мораль придумана для тех, у кого нет внутреннего самоограничителя. Нет Бога, нет добра и зла, мораль для рабов (вольный перевод слов Ницше). Но его «Заратустра», сквозь бред безумия, пронизан все же желанием помочь человеку, и помощь эту он видел прежде всего не в сочувствии, а в обличении. За словами «нет Бога» стоит нет такого бога – жестокого, постоянно указывающего, наказующего; «выйти за пределы добра и зла» не значит начать делать все, что заблагорассудится, это значит подняться в ту область, где эти понятия уже не актуальны, где зло исчезает, где тебе даже в голову не придет совершить его; и мораль рабов не означает, что есть мораль господ, а всего лишь господство человека над самим собой, господство разума над аффектами. В этом наша точка опоры.

Почему так не популярна внутренняя работа над собой? Почему мы стараемся найти причины своих проблем везде где угодно, но не в себе? Да потому, что это видится как кропотливый труд. Нам же хочется немедленного результата.

Никому не хочется терять иллюзии, но необходима переоценка многих ценностей. Необходима осознанная твёрдость, чтобы прекратить кивать друг на друга и увидеть себя, какими мы есть в действительности: обидчивыми, эгоистичными, злобными, унылыми, боязливыми, ленивыми, завистливыми, раздражительными. Список негативных склонностей можно продолжить, но не всем, как говорят, «это по душе».

Привычка осуждать друг друга заставляет прятать эмоции, «держать лицо», но при этом мы незаметно начинаем прятать их и от самих себя и внушать себе, что мы то хорошие. Замечали наверно, человек говорит: «я никогда не обижаюсь», при этом обида написана у него на лице, но он этого не видит. Рефлексия у него заблокирована, малейший намек на его ошибку вызывает у него или всплеск эмоций, или он мгновенно переводит разговор на отвлеченную тему. Так работает чувство вины, включается реакция на основе негативного, вредного опыта. Ему невыносимо видеть свой промах. Или он боится наказания.

У всех есть такие «слепые зоны», мы прекрасно видим ошибки других. Для нахождения своих ошибок необходимы усилия:

1. Понимать, что устранение собственных ошибок в поведении — это путь развития.

2. Не выгораживать себя, не оправдывать свои выплески внешними обстоятельствами. В конфликте виноваты обе стороны. У всех есть полный набор негативного поведения, просто многие не замечают этого.

3. Осознать и усвоить, что нет никакого другого способа избавления от негатива, как учиться различать его и постепенно воспитывать в себе навык совершенного поведения. Умения вовремя замечать и предотвращать эмоциональную реакцию. Способность личности предвидеть, какое поведение ведёт к деградации, появляется только в исследовании собственных ошибок.

 

Любые дыхательные техники, переключение внимания и т.д. – лишь временная помощь, передышка в пути. Тем более «спуск пара», как сейчас популярно в психологии. Негатив (например, агрессия) сидит внутри, как червяк и рвется наружу. Когда мы дали волю чувству, наступает временное облегчение, как у алкоголика, механизм тот же. Но сам негатив стал более сильным и имеет больший контроль над нами.

Любое манипулирование вообще идёт через чувства, поэтому когда не можете избавиться от какого-то негатива, ищите чем он выгоден: обида призвана вызвать чувство вины, показать, что не прав, а виноватый будет делать то, что нам нужно; драматизирование или восхищение раскачивает эмоции, заранее перетягивая на свою сторону, и лишает объективности; зависть формирует чувство стыда, становится неудобно быть счастливым, когда другие несчастливы; болезнь или слабость – удобная отговорка, чтобы не выполнять какую-то неприятную работу, и т.д., и т.п.

Когда-то мы взрастили в себе некую распущенность и теперь надо отмотать пленку назад, пересмотреть ситуацию. Мы не осознаем, какая огромная сила лежит в разуме. Если правильное мышление станет постоянным процессом, тогда негативные эмоции будут появляться лишь эпизодически.

При последовательности усилий направленных в сторону развития личности постепенно формируется навык правильного мышления. Процесс различения добра и зла – не разовый акт, это понимание, что есть развитие, а что деградация. Что вчера казалось позволительным, сегодня может стать уже неприемлемо.

Например, сначала можно увидеть свое осуждение (нетерпимость, гнев, обиду …), выраженную в словах, поступках, потом начинаешь видеть их проявление на мысленном уровне. Начинать надо с очевидных вещей, научившись справляться с ними, идти дальше. При этом не нужно бояться ошибиться, не нужно ругать себя за слабость.

Достаточно пересмотреть ситуацию и принять решение на будущее. Это поможет в следующий раз предотвратить эмоцию на подступах. Каждый может увидеть свои шаблонные реакции в той или иной ситуации.

Гибкость мышления, постоянное понимание — какое поведение ведёт к развитию или деградации, позволяет быть своего рода нестандартным, т.е. свободным от стереотипов мышления.

Всем известно свойство чувств - раскачивание маятника, это пытался исследовать Аристотель. Считается, что истина где-то посредине, например, между скупостью и расточительностью, ленью и азартностью. Нет, она не посредине, она в другом пространстве, разум не смешивается с чувствами. Разум ведёт к развитию и безошибочному поведению.

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх