Кто из ученых погиб от своих экспериментов?

Источник

Николай Аблесимов

О физике XVIII века Г.В. Рихмане, сподвижнике М.В. Ломоносова, знают все, по крайней мере, из нашего поколения. Эксперимент, молния и смерть в 1753 году во время наблюдения грозы. А еще? В чем причина – работа с неизвестным явлением (НЯ) или элементарное нарушение техники безопасности (ТБ)

XVIII век

Одним из первых экспериментаторов в сфере питания стал британский доктор медицины У. Старк в ХVIII в. Он выбирал определенный вид пищи и в течение нескольких недель питался только им, пытаясь определить, какая пища «полезная», а какая «вредная». Сначала он ел только хлеб и пил воду, затем прибавлял к этому мясо, потом шли варианты – хлеб, сало и чай; хлеб, масло, вода, соль. В итоге врач окончательно подорвал свое здоровье и умер в 1770 году в возрасте 29 лет, после того как питался только сыром «Честер». /НЯ/.

Шведский химик К. Шееле проводил эксперименты с открытой им же синильной кислотой (в то время надо было указывать запах и вкус новых веществ). В 1786 году его после этих опытов нашли мертвым. Осталась запись о том, что запахом синильная кислота напоминает горький миндаль. /НЯ/.

XIX век

Врач-инфекционист А.Уайт, доказывая заразность заболевания, умер после того, как занес себе в рану гной больного бубонной чумой в 1802 г. в Египте. /НЯ/.

В последние годы жизни физико-химик Ж.Л. Гей-Люссак поранил руку в результате взрыва колбы с газами. Некоторые врачи считали эту травму причиной его смерти в 1850 году. /ТБ/.

XX век

Кронштадтский форт «Император Александр I» в 1898 г. переоборудовали в Комочум – первую в России противочумную лабораторию, где при опытах с вакциной погибло несколько врачей. В 1904 году скончался завлабораторией доктор В.И. Турчинович-Выжникевич. В 1907 году погиб врач М.Ф. Шрейберъ – вторая жертва долга на «чумном» форте. /ТБ

Врач по образованию А.А. Богданов (Малиновский). Организатор и директор Института переливания крови. Проводил опыты с переливанием крови на себе. Погиб при 12-м переливании в 1928 году. В качестве донора взял студента, больного туберкулезом и перенесшего малярию. Через три часа после процедуры у ученого началась тяжелая реакция, что привело к смерти через две недели. Скорее всего, Богданова убило несовпадение резус-факторов, о существовании которых тогда не знали. /НЯ/.

Немецкий инженер М. Валье. В 1928-29 проводил опыты по применению ракетных двигателей на автомобилях, дрезинах и т.д. Погиб при экспериментах с жидкостными ракетными двигателями в 1930 году. /ТБ/.

М. Склодовская-Кюри, обладательница Нобелевских премий по физике и химии, открыла радий и полоний. От постоянной работы с радиоактивными веществами ее руки были покрыты язвами. Ученая не только не предпринимала никаких мер предосторожности во время экспериментов, но и носила на груди ампулу с радием как талисман. В результате она умерла от лейкемии в 1934 году. Ее дочь Ирен Жолио-Кюри также умерла от последствий переоблучения в 1956 году. /НЯ/ и, отчасти, /ТБ/.

В 1945 г. вокруг плутониевой сферы (Лос-Аламос, США) Г. Даглян вручную укладывал кирпичи из карбида вольфрама весом по 4,4 кг. Работавший в одиночку (что категорически запрещено) экспериментатор подносил последний кирпич к сборке, заканчивая сооружение отражателя весом 236 кг, когда по нарастанию счета заметил, что этот последний кирпич приведет систему в надкритическое состояние. Он отдернул руку, но кирпич выскользнул и упал в центр сборки. Создавшегося отражения нейтронов было достаточно, чтобы система перешла в надкритическое состояние и возник всплеск мощности. Ученый отодвинул последний кирпич и принялся разбирать отражатель. Он получил смертельную дозу облучения и скончался через 28 суток. /ТБ/.

В 1946 году канадский физик Л. Злотин (Слотин) запускал цепную реакцию, сближая две плутониевые полусферы. У него случайно соскочила отвертка, и полусферы сблизились, создав критическую массу. Однако он быстро сбил верхнюю полусферу на пол, остановив цепную реакцию, чем спас жизни остальных людей, находившихся в лаборатории. Спустя девять дней он умер. Трое из семи ученых, присутствовавших при инциденте, скончались через два года. /ТБ/

25 апреля 1986 года два инженера проводили «эксперименты» на работающем реакторе Чернобыльской АЭС. Была отключена системы защиты. В результате 26 апреля произошла авария, повлекшая смерть этих работников, а в дальнейшем и части пожарников и ликвидаторов аварии. Это было вопиющее нарушение правил /ТБ/.

Дело в том, что немного ранее атомные электростанции были переданы из ведомства ученых Министерства среднего машиностроения СССР в ведомство Министерства энергетики СССР, где правила эксплуатации подобных установок соблюдались не так строго. Думаю, что и сейчас такие случаи есть, но они тщательно скрываются, так как могут явиться фактами для судебного преследования руководителей. Отмечу, что, в основном, причиной гибели ученых являлось нарушение правил  /ТБ/.

Как постоянно повторял нам лектор по технике безопасности, «каждая строка правил вписана кровью». У меня за время работы завлабораторией «Аналитического материаловедения» и завкафедрой «Химия и экология» ни одного несчастного случая не произошло, хотя работали и с радиоактивностью, и с высоким напряжением, и с химическими реактивами. Мораль для молодых и рьяных: никакой эксперимент не стоит человеческой жизни.