На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ох, дурят нашего брата!..

Вера в чудо — неотъемлемая часть религиозного миро­воззрения. И это весьма забавно: с одной стороны, церков­ные иерархи утверждают, что вера в доказательствах не нуж­дается, с другой, верующие постоянно слышат от них и рас­сказывают друг другу про какие-то чудеса, «не объяснимые наукой». То где-то икона заплачет, то про Туринскую плаща­ницу в очередной раз разговор заведут — якобы ее существо­вание является одним из свидетельств воскресения Христо­ва, — то о чудотворных мощах вдруг новостная программа расскажет.

Во время написания этой книги я побывал в Киеве и не пре­минул посетить главную достопримечательность города — Киево-Печерскую лавру. Там в подземных коридорах по­коятся мощи христианских святых в специальных гробиках, покрытых стеклом.

Всем известно, что христиане, словно амазонские дика­ри, очень любят засушивать и расчленять трупы уважаемых людей, а потом гастролировать с сушеными кусочками по всей стране и давать верующим эти кусочки трупов целовать. Целование засушенной человечины — любимое развлече­ние христиан. Вот и по узким туннелям Лавры бродят боговерующие со свечками и припадают к мощам, стараясь пере­целовать все подряд. Зрелище шокирующее и довольно тош­нотворное. Ей-богу, киевский музей канализации выглядит опрятнее!.. Представьте себе заляпанное тысячами рук и губ, покрытое слоем грязи и кожного сала стекло, которое, вы­строившись друг за другом, по очереди целуют фанатики. Вот так и вымирали в Средневековье европейские города от чумы. Из-за глупой веры в чудо...

 

Не менее шизофренично выглядит и ситуация, когда одна ветвь христианства считает некое явление чудом, а другая нет. Скажем, так называемое явление благодатного огня в Иеру­салиме сегодня считает чудом только самая отсталая из хри­стианских церквей — русская православная. Остальные на ду­рачков уже не рассчитывают и честно признаются: это просто обряд, имитация, а никакое не чудо. А православные источ­ники на голубом глазу пишут: «Одним из самых замечатель­ных Божиих чудес является сошествие благодатного огня на святой Гроб Господень под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме.

Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности».

Что же это за «явное чудо» такое?

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня еврейский бог Яхве (ставший по совмести­тельству и христианским) сотворяет  удивительное чудо, до­ступное любому ребенку, — зажигает огонь. Этот огонь, од­нако, «самовозгорается» не у всех на виду! Принцип здесь тот же, что и у всех прочих фокусов: пропажа или возникно­вение предмета осуществляется не прямо на глазах у изумлен­ной публики, а под прикрытием платочка или в темном ящи­ке, то есть скрытно от зрителей. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую на­зывают кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, два попа закрывают за собой дверь, а через некоторое время вы­носят из кувуклии огонь — горящую лампаду и пучки пыла­ющих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что­бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэто­му впавшие в экстаз паломники, которые до этого много ча­сов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является дока­зательством чуда, — пишут сотни верующих на десятках форумов. — А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком коли­честве огня в Храме никогда не было пожаров?»

Не жжется?.. Не было пожаров?..

Совсем недавно власти Израиля объявили о намерении построить запасной, пожарный выход из храма Гроба Го­сподня. Не дело это, когда внутри храма проводятся огнен­ные забавы, а вход-выход в помещение только один. По пра­вилам пожарной безопасности должен быть еще один с ава­рийным освещением и надписью «выход». А то и до беды недалеко!..

Христиане, конечно, протестуют против строительства пожарного выхода, называя это кощунством. Но израиль­ское правительство настроено жестко. Министр по делам Иерусалима в израильском правительстве заявил, что запас­ный выход будет создан в любом случае: «Если не удастся до­говориться, мы сделаем это в одностороннем порядке». И эту жесткость можно понять: храм уже несколько раз горел, что не удивительно при такой старой постройке, такой тесноте и огромном количестве беснующихся фанатиков с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 че­ловек. А в другой раз из-за пожара у храма даже обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию с «могилой» Христа. Ругаясь на то, что пожарный выход изменит истори­ческий облик здания, эксцессы подобного рода (с обруше­ниями) попы, видимо, изменением исторического облика не считают...

Тем не менее быличка о том, что «чудесный» огонь не жжется, продолжает ходить в среде верующих. Они во­зят пламенем свечек туда-сюда по подбородкам, проводят над пламенем ладонями и кричат, что ничего не чувствуют. Это совершенно не удивительно для людей в состоянии транса. В Болгарии и некоторых других странах есть инте­ресный народный обычай - танцы на раскаленных углях.

 

Это гораздо сложнее, чем быстро пронести руку через пламя свечи, но ни о каком чуде артисты не говорят. Просто во вре­мя танца они входят в состояние транса, после чего вылета­ют босыми ногами на красные угли и пляшут уже на них. Никаких ожогов.

Впрочем, для того чтобы повторить трюк иерусалимских фанатиков, не нужен даже и транс. Можете сами попробо­вать. Я знаю человека, который осуществил этот смелый экс­перимент. Он купил пучок свечек, запалил их и возил огнем по подбородку. Говорит, жжется только слегка, но на сле­дующий день ощущение от жжения забывается, и остается только легкое эйфорическое воспоминание от того, что все по­лучилось. Технология проста — возить огнем по лицу в райо­не подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо бы­стро. Именно так паломники и делают, в чем может убе­диться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них — те, что недостаточно проворны, — таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами.

Собственно говоря, имея голову на плечах, эксперимен­тов с поджогом собственной бороды можно было бы и не ста­вить. И без того ясно, что борода загорится, а огонь сильно жжется, поскольку верующие от этого огня зажигают свои свечки. А для этого необходима температура, которой с из­бытком хватит для того, чтобы воспламенить бороду!..

Эти игры с огнем в храме Гроба Господня несут на себе столь явный след язычества, что о нем с неудовольствием пишут даже некоторые православные священники. Действи­тельно, с каменного века огонь — вещь непонятная и потому сакральная. С помощью дежурств и бесперебойной доставки топлива кроманьонцы постоянно поддерживали огонь в пе­щерах, когда еще не умели извлекать его сами, а пользовались только случайно добытым природным источником пламени, например, вспыхнувшим от удара молнии деревом. Архео­логи утверждают, что по толщине слоя пепла в некоторых пещерах можно утверждать, что огонь, не угасая, горел в них столетиями. И потеря огня была величайшей трагедией. Не удивительно священное чувство, выработавшееся к этой странной горячей субстанции. Которое маленько поутихло, когда огонь научились добывать «искусственно». Но тради­ция «вечного огня» все равно осталась: точно так же, как люди еще долго продолжали делать обрезание кремневыми ножами, даже после изобретения бронзы, так и в некоторых языческих храмах жрецы продолжали десятилетиями под­держивать «священный» вечный огонь, не давая ему затух­нуть ни на секунду - несмотря на изобретение кресала.

Продолжение здесь

Картина дня

наверх