На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Забота о другом

Я собачку хочу или кошечку.

Многие родители слышат подобную просьбу-требование от своих детей. Вместо кошечки могут фигурировать  собачка, хомячок или птичка. Но в любом случае смысл просьбы ребенка не меняется: он хочет, чтобы в доме появилось животное. При этом не имеет значения, много ли у него игрушек. Даже если их мало и родители пытаются соблазнить свое чадо какой-нибудь модной новинкой игровой индустрии вместо мурки или жучки, нередко маленький человек остается непреклонным.

В подобных случаях взрослая сторона, нередко, прибегает к прессингу. Пытаясь заставить маленького человека отказаться от желания завести какое-нибудь домашнее животное. В качестве мотивировки обычно ссылаются на потенциальную опасность, которую представляют кошки и собаки для здоровья ребенка — блохи, глисты и «вообще всякая зараза». В таком конфликте, детям редко удается настоять на своем.

Казалось бы, ничего страшного не произошло. Малыш забудет. Зато его здоровью ничто не будет угрожать. Да и хлопот с содержанием в доме животного не будет. На самом деле, сами того не подозревая, своим отказом завести мурку или жучку чадолюбивые родители наносят вред здоровью ребенка. Это удар по столь уязвимой психике.

Практика свидетельствует, что поселившаяся в квартире кошка или собака оттесняют на второй план даже любимые игрушки у далеко не избалованных детей. А как тянутся к уличным муркам и жучкам малыши во время прогулок вопреки строжайшим запретам мам и бабушек!

Как подчеркивает Джеймс Серпелл, руководивший исследованиями экологии животных в Кембриджском университете, тем, кто постоянно тесно общается с домашними животными, они оказывают своего рода эмоциональную поддержку, которой порой не хватает даже в отношениях между членами одной семьи, не говоря уже об одиноких людях. Причем такими «одинокими людьми нередко практически становятся наши дети, поскольку родители бывают настолько загружены делами, что у них нет времени для своих чад. По мнению ученого, эту поддержку вполне можно считать настоящей психотерапией, имеющей четкий механизм воздействия.

„Как это ни парадоксально, пишет Серпелл, — но „немота“ мурок и жучек — это преимущество, а не недостаток. Ведь в процессе общения для человека важно не только то, что он слышит, но и как его слушают. Поэтому тот факт, что домашние животные слушают и, кажется, понимают нас, но не задают вопросов и не делают оценок, может быть их самым приятным качеством как компаньонов“.

Нередко взрослые, сами того не осознавая, своими сердитыми выговорами, окриками, критическими замечаниями — „Сколько раз тебе говорили!..“, „Опять ты!..“, „Не забивай себе голову чепухой!“ — ранят душу ребенка, вызывают у него стресс. Между тем куда более полезным в таких случаях было бы общение с животным. Гладя своего любимца, неважно — кошку или собаку, — он получает психологическую разрядку и поддержку.

Само присутствие животного в доме уже создает для ребенка атмосферу психологического комфорта. Интересный опыт был проведен в Америке. В ходе исследований 36 детей в возрасте от 9 до 16 лет, у которых были собаки, читали вслух сложный текст один раз в присутствии своих жучек, второй раз без них. В первом случае их артериальное давление и пульсовой ритм были значительно ниже.

Присутствие в доме кошки или собаки может сыграть немаловажную роль в коррекции психики и поведения детей с отклонениями от нормы. В семьях с одним ребенком родители часто жалуются на его повышенную возбудимость, капризность, а подчас и на истерические срывы. Стандартный совет врачей в таких случаях краток: не нужно баловать ребенка.

На самом деле причина кроется вовсе не в этом. Даже если его не балуют, он все равно постоянно является объектом повышенного внимания со стороны членов семьи. Слова и поступки ребенка все время на виду и поэтому подвергаются дотошному анализу, хотя сами взрослые об этом и не думают. Причем не важно, восторгаются они малышом или, наоборот, ругают.

Стоит завести кошку или собаку, и часть внимания в семье неизбежно переключается на домашнее животное, даже если родители и не осознают это. И положительный эффект присутствия жучки или мурки не заставит себя долго ждать. К тому же они будут отличными антистрессовыми компаньонами для самого малыша.

Еще в раннем детстве у французской девочки Перль врачи обнаружили неизлечимую болезнь — прогрессирующую мышечную дистрофию, из-за которой она не могла даже стоять. Лишенная нормального детства девочка страдала не только физически, но и духовно. Хотя ее окружали любящие родители, старшие брат и сестра, старавшиеся всячески скрасить жизнь маленького инвалида, она замкнулась в себе, почти постоянно находилась в состоянии глубочайшей депрессии.

Ее мать, мадам Николь, обратилась в Национальную ассоциацию подготовки собак для помощи людям с физическими недостатками. После обучения на специальных курсах, поскольку именно ей предстояло работать с собакой, мадам Николь привезла домой своего будущего четвероного помощника Фистулика.

Индивидуальная программа, составленная врачами, ветеринарами, психологами и педагогами, требовала от всех ее участников упорства, желания и, главное, терпения. Кропотливый, изо дня в день, труд девочки Перль и собаки Фистулика под руководством мадам Николь начал приносить плоды. Доктор Дюамель из клинического центра в Каннах, наблюдавший маленькую пациентку, написал через несколько месяцев: „С тех пор, как в доме появилась собака, Перль достигла существенного прогресса в своем состоянии“. И наконец, наступил день, когда девочка самостоятельно стала на ножки. Пока лечение еще не закончено. Есть основания надеяться, что в здоровье Перль произойдет существенное улучшение.

Если вашему ребенку очень хочется иметь кошечку или собачку, отнеситесь к его просьбе серьезно. Взвесьте все „за“ и „против“ и постарайтесь не лишать маленького человечка столь необходимого ему общения с живым существом, которое не заменят никакие игрушки. Ведь в этом случае ребёнок реализует опыт заботы и помощи.

Многие дети стремятся к личной реализации, но понимают ли это родители?

Учите детей заботиться о других. Чтобы в старости не оказаться « у разбитого корыта».

Источник

Картина дня

наверх