На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Секрет феноменальной памяти

Моя память как полицейский: 
ее не дозовешься, когда тебе нужно. (Роналд Харвуд)

 Кто из нас не хотел бы иметь хорошую память? Казалось бы, это просто. Запомнил, и всё. Если что-то было, и мы это знали, то как это можно забыть? Но почему-то некоторые люди многое запоминают хорошо, а некоторые – с трудом. Кстати, одно запоминается легко, а другое никак не запоминается.

Память – одно из функциональных свойств клеток головного мозга. Все клетки изначально обладают одинаковой способностью запоминать информацию, причём, им всё равно, какую информацию записывать, а какую – нет. Это похоже на запись речи на магнитную ленту: что слышится, то на неё и пишется.

Представьте теперь, что в комнате стоит магнитофон, включенный на запись, и один человек пытается записать на магнитофон свою речь. При этом в комнате много людей, они ходят, разговаривают одновременно, шумят. При воспроизведении этой магнитофонной записи понять, что говорил тот человек, будет практически невозможно. Хотя информация записана вся, она не воспроизводится из-за помех и шумов. При запоминании информации, т.е. при записи её в клетки мозга, на нужную информацию тоже могут накладываться помехи, из-за которых она потом не вспоминается, хотя и записана вся. Что же может являться помехой при запоминании?


Одному человеку всегда было легко запоминать номера телефонов, адреса и даже компьютерные пароли, но с большим трудом запоминались отчества людей. Секрет был прост: запоминать телефоны и пароли ему было интересно. При запоминании он был уверен, что это легко и обязательно пригодится. А запоминать отчества людей ему казалось лишней, навязчивой необходимостью, потому что он не привык обращаться к людям по имени-отчеству.

При отсутствии интереса, помехами для запоминания являются отрицательные мнения: «это не нужно, неинтересно», «это лишнее», «это мне не пригодится», «это трудно» и др. Потому что эти идеи тоже запоминаются клетками и впоследствии мешают вспомнить нужное. Запись отрицательной идеи и нужной мысли производится как-бы на одну «магнитную дорожку» в памяти, и информация перемешивается. Клетка пытается выдать записанную в ней информацию, но не может выделить её из получившейся смеси. Во всей этой ситуации важнейшее значение имеет интерес к запоминаемому. То, что интересно, забирает всё наше внимание и сводит к минимуму влияние помех - поскольку заинтересованный человек на них просто не обратит внимание.

Студент готовился к занятиям, а в это время по радио звучала песня его любимой музыкальной группы, и он заслушался. Его сосед по комнате тоже в это время пытался что-то изучать, но от песни был далеко не в восторге и не мог допроситься, чтобы товарищ отключил это безобразие. На следующий день оба не могли вспомнить ничего из того, что читали. А третий студент, занимавшийся рядом с ними, с такой проблемой не столкнулся, так как звучавшая песня была ему неинтересна, не являлась раздражителем, и он даже не обратил на неё внимание.
Конечно, если музыка стала помехой, её можно отключить простым нажатием кнопки. Но помехи бывают и другого характера – это внутренние помыслы. Например, школьник не может выучить текст на иностранном языке, потому что в голове в это время – желание скорее бежать полазить по гаражам с другом. И кроме того, он находится под впечатлением от просмотренного приключенческого фильма.


Прочитать учебник по школьному предмету обычно представляется выше человеческих сил. Хотя учебник - толщиной всего полтора сантиметра. А вот прочитать за ночь фантастическую повесть толщиной в пять сантиметров – без проблем! И оказывается, что запросто можно её пересказать другу во всех подробностях.
А бывает и так: человек не смог вспомнить, о чём его просили утром члены семьи, потому что в тот момент они были ему безразличны, а их просьбы – не важны, необязательны для выполнения, неинтересны.

Как быть, если интереса к какому-либо делу нет? Его можно создать у себя: найти в этом деле интересные, полезные стороны. Понять, для чего это нужно, какую пользу принесёт в дальнейшем. Любое разумное занятие является интересным, будь то изучение учебника или близкие с их просьбами. А интересно будет, если понимать смысл - тогда и делать захочется, и время найдется, и запомнится всё, что нужно.

Помешать запоминанию может не только отсутствие интереса. Но и любая ошибка или отрицательный поступок (приносящий вред), совершаемый во время запоминания. Это тоже помеха, которая налагается на запись и мешает качественному воспроизведению. Вернёмся к примеру с человеком, который забыл, о чём его просили члены семьи. В момент их просьбы он раздражался на них: «Опять пристают со своими проблемами», «Мне не хочется этого знать». Раздражительность в данном случае стала помехой при запоминании.

Что объединяет эти многочисленные виды помех в целом? Это заполнение мыслей не тем, чем разумно на данный момент – отрицательными «мыслями». Порой они могут достигать довольно большой силы. Навязчивая идея – например, какая-нибудь песенка – крутится в голове и настолько забирает наши мысленные ресурсы, что иногда даже заставляет проговаривать себя вслух. Некоторые привыкают к этому и не замечают вреда.

Как же можно устранить этот информационный шум?
Для начала нужно осознать, что помеха есть. И что это не является нормальным. Затем понять, почему это ненормально, и какой именно приносит вред. Помехи мешают рассуждать, размышлять свободно, управлять своим мышлением, а следовательно, и действиями. Они приводят в беспорядку в голове, не дают сосредоточиться на главном, запомнить нужное. А если человек оказывается в ситуации сложного выбора, то засорённость мышления мешает понять, как поступить правильно.


Если вред осознан, следующим шагом является освобождение от навязчивых мыслей. А освобождает нас сознательный отказ от них и принятие решения больше так не думать. Или не делать - если был совершён конкретный отрицательный поступок (например, раздражительность, злость и др). Это принятое решение нужно проговорить про себя для его мысленного закрепления. А затем в течение некоторого времени потренироваться не напускать в голову лишнего информационного мусора.

Источник

Картина дня

наверх