На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

О смысле и бессмысленности

Зигмунд Фрейд считал - «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». Другой известный психолог пришел к выводам иным: утрату смысла жизни он считал – главной причиной не только болезней, но и множества других человеческих бед, поиск смысла жизни он назвал путем к душевному здоровью. Вопрос смысла становиться особенно острым во времена жизненных испытаний, по этому поводу Ницше сказал: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое «Как».

Достоевский в книге «Записки из мертвого дома» рассказывает о каторге, где сам провел 4 года. Заключенным давали различную работу, как правило, тяжелую. Иногда это работа была действительно нужная – что-то строили, что-то создавали – тяжело, но делалось. Но иногда работы не было и им давали бессмысленную работу, чтобы чем-то занять людей. Например, выкопать яму, потом закопать. И вот эта бессмысленная работа была гораздо тяжелее, чем та, которая со смыслом. Пустой труд воспринимался так тяжело каторжанами, пишет Достоевский, что если у кого-то есть желание довести человека до невыносимого уныния и тоски, то нужно наказать его – поручить ему такую работу, которая бессмысленна и для него, и для окружающих.

Виктор Франкл, предполагал, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Своим пациентам он задавал странные на первый взгляд вопросы. Один из вопросов - что удерживает Вас от самоубийства?

 Методика и выводы Франкла базируются на личном опыте и наблюдениях полученных в гестаповских концлагерях. Там, в Освенциме, вопрос о смысле жизни становился как никогда актуальным.

Кажется, превратив людей в узников, в них должны были раздавить и уничтожить все человеческое. У них отняли, одежду, вещи, имена, их заставляли выполнять тяжелую работу и держали впроголодь, их расстреливали, вешали, убивали в газовых камерах и сжигали в печах. Ради чего жить и терпеть все это? Прежние ценности: деньги, положение в обществе, карьера, потеряли важность. Не находя ответа на вопрос «зачем?», заключенные умирали, бросались на электрические ограждения. Тех, кто отказывался выполнять приказы – расстреливали. Некоторые прекращали принимать пищу и погибали от болезней.

«Горе тому, кто больше не видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, и поэтому ему незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал. Типичный ответ, которым такой человек отклонял все ободряющие доводы, был: «Мне уже нечего ждать от жизни». Что можно на это ответить?»

«Заключённый, который потерял веру в будущее - свое будущее - обречён. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения» - пишет Франкл.

Вот всего лишь несколько фрагментов из книги «Человек в поисках смысла жизни» Виктора Франкла, которые акцентированы на том, что поиск смысла это отнюдь не предмет праздного любопытства и пафосных речей, это вопрос жизни и смерти…

 

 

Хочу сказать, что многие люди вообще живут, не беспокоясь о смысле жизни и не понимая, о чем этот вопрос… «Живу и живу» - говорят они.

 

Жить, чтобы жить - странное утверждение. Попробуйте заменить слово – жить, на слово – красить. Возможно, вы увидите абсурдность этого утверждения. «Красить – чтобы красить», «говорить, чтобы говорить».

 

Если подойти к этому вопросу более внимательно то можно заметить, что жизнь – это процесс и не просто процесс, а деятельность личности связанная с личным выбором.  Каждая ошибка усложняет личное будущее - а видение, понимание и исправление личных ошибок приносит облегчение и радость. Ведь это личная уверенность и увеличение положительного опыта. А опыт не пропадает с потерей какого-либо тела.

 

Вопрос смысла жизни откроется лишь при понимании того, что жизнь, как личный процесс приобретения опыта - не биологический процесс. Стремление сделать основой этого вопроса биологические процессы – не дадут ответа.

 

Я - не тело. Если это  понимание будет аксиомой то, она приблизит к правильному пониманию смысла жизни.

 

Аксио́ма (др.-греч. ξίωμα — утверждение, положение) — утверждение, в определённых рамках (теории, концепции, дисциплины) принимаемое истинным без доказательств, которое в последующем служит «фундаментом» для построения доказательств.

 

Нередко рассуждения  о смысле жизни без понимания этого вопроса – заходят в тупик. Сегодня мода на этот вопрос.  Я соглашусь с Аристотелем, который говорил, что юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком “юноши” он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что не исключение и для взрослых людей.

 

Часто выбирают вариант смысла жизни – это жить, чтобы жить лучше. Т.е. человек понимает, что те условия, в которых он живет и то, чем он пользуется, они недостаточны и постаравшись, он может улучшить свою жизнь – вкуснее есть, одеваться красивее, ездить на лучшей машине… И вот он к этому стремится и ради этого он получает образование, трудится.

 

Основываясь на материальных достижениях человек считает, что нашёл свой правильный смысл жизни – он занят делом, он строит дом, у него есть любимый человек, он живёт и не спешит умирать. Всё у него хорошо и для него открыт весь мир. Он остановил своё размышление  на том, что его устраивает. У него нет желания рассматривать весь жизненный путь на Земле и на вопрос – «а что же дальше?», как правило, многие отвечают «а зачем?» или «не надо о плохом». Таким образом, человек сам ограничивает себя в поиске и приобретении знаний.

 

Представьте человека, который пошёл дальше в исследованиях и анализе жизни на Земле. Возможно, он увидит – что всё материальное будет потеряно и если он спросит – «так в чём же смысл жизни? Ведь всё на чём я строил свою жизнь, будет потеряно со смертью». Вот тогда можно с уверенностью сказать, что вопрос задан с пониманием смысла.

 

Правильно выбранный смысл жизни не должен основываться на материи и должен выходить за границы смерти. Это один из критериев определения. Если выбранная основа жизни остаётся на Земле после выхода из тела – это ошибочный выбор.

 

Если рассматривать  вариант:  жить - чтобы быть лучше. Когда главное для человека – быть лучше, чем он есть сейчас, то этот вариант попадает в цель. Человек, который выбрал этот путь – сделал правильный выбор.

 

Необходимо понимать, что весь труд жизни имеет смысл, когда он направлен на твое совершенствование. Воля, лучший характер, лучшая совесть, умение делать выбор только в правильном направлении – это то, к чему важно стремиться.

 

Неправильно определив цель или смысл своей жизни, человек совершает множество ошибок. Такие или подобные ошибочные мнения, принятые человеком как верные – называют заблуждениями.

 

Картина дня

наверх