На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мнительность

Мнительность - видение опасности там, где ее нет.


Чем меньше мы знаем,
тем больше мы
подозреваем.
Г. Шоу

Случалось ли вам поздним вечером ожидать дома близкого человека? Стрелки на часах движутся медленно. Уже все сроки прошли, сколько же можно ждать? В голове всплывают истории о пропавших без вести, а воображение начинает рисовать самые разные картины-подозрения. «Что-то случилось», «загулял(а)», «не хочет возвращаться домой», «я жду, волнуюсь, а ему(ей) всё равно», и т.д. Но вот наконец звонок в дверь: «всё в порядке!» – облегчение и… поток упрёков долгожданному «скитальцу». Когда переживания позади, все домыслы, заставлявшие так страдать и волноваться кажутся смешными и нереальными… до следующего раза. Так действует мнительность – видение опасности там, где её нет. Имея такую черту характера, человек живёт в постоянной тревоге, беспокойстве за себя или своих близких. Причём, когда «опасность», лишённая оснований, рассеивается, вскоре находится новый объект для беспокойства. Представим ситуацию: женщине часто приходится возвращаться домой по плохо освещенной улице. Страх преследует её. Деревья в полумраке представляются ей злоумышленниками. Пугает даже стук собственных каблуков. Другой пример: прочитав журнал «Здоровье» и найдя в одной из статей описание «очень опасной» болезни, человек начинает испытывать состояние тревоги – он обнаруживает у себя все описанные признаки! В панике он обращается к врачу, и только проведённое обследование может временно рассеять его страхи.

Войдя в комнату, где беседует группа людей, мы замечаем, что оживлённый разговор вдруг прекращается. Какие выводы можно сделать? «Это они меня обсуждали» или «От меня что-то скрывают – значит, не доверяют» или даже: «Они не хотят со мной общаться», и в итоге обобщение: «Меня никто не любит, я никому не нужен».

Мнительный человек считает себя одиноким и беззащитным в непонятном для него, необъяснимом, «враждебном» круговороте жизни. Чтобы защитить себя, он действует под влиянием предубеждений: – Люди не любят меня, от них нужно держаться подальше.
– Мир непредсказуем и опасен – не нужно «высовываться», чтобы не нажить неприятностей.

Поневоле вспоминается чеховский «человек в футляре». «Как бы чего не вышло» – так говорит мнительность, не давая сделать ни шагу без опаски. Если никому и ничему не доверять, невозможно нормально действовать и жить. В таком состоянии человек сам враждебно настроен ко всем и ко всему, и провоцирует окружающих защищаться в свою очередь и отворачиваться от него. Таким образом, в моменты мнительности человек действительно одинок. Закрыв поплотнее свой «футляр», он хочет слышать ничего, кроме своих боязливых помыслов, ограничивается своими, порой искажёнными, представлениями, охотно навешивает «ярлыки» и готов «перечеркнуть» любого, заподозренного в мнимом вреде.

У Л.Н. Толстого есть притча о рыбах в воде. Маленькая рыбка спрашивает большую рыбу – маму: “Что такое вода?”. “Чтобы узнать, что такое вода, надо вынырнуть из нее”, – отвечает мать. Если рыба не может жить без воды, то человеческому детёнышу трудно жить без любви, понимания и поддержки близких взрослых. Если ребенок слышит часто в свой адрес реплики: «ты плохой»; «ты неряха»; «ты ничего не умеешь делать»; «с таким, как ты, никто не захочет дружить» – это может способствовать формированию у него комплекса неполноценности и чувства вины. Чувство вины формирует в свою очередь нелюбовь к себе, отвержение себя. А человеку, плохо относящемуся к себе, сложно хорошо относиться к другим – ведь ему, как он считает, нечего дать окружающим. А значит, и от них ничего хорошего ждать не приходится. Так, родители и педагоги, сами того не подозревая, вместе с неуверенностью в себе могут закладывать мнительность, которая проявится в дальнейшей взрослой жизни. Это не значит, что не нужно обращать внимание детей на их проступки. Просто при этом важно оценивать не ребёнка («безрукий, неуклюжий»), а проступок («разбита чашка»). Но и обязательно объяснить, как это исправить и как этого не допустить в следующий раз («будем ставить чашки дальше от края стола, не будем размахивать руками»). Ведь личность ребёнка, его спокойствие и здоровье для нормальных родителей намного ценнее, чем любая посуда. Найдя корни своей мнительности в детстве, проще справиться с ней, переосмыслив прошлое с позиции сегодняшнего опыта. Причиной мнительности может быть и глубоко задетое когда-то самолюбие, и обиды на родителей, и нерешительность, и страх перед наказанием, и боязнь быть осмеянным старшими, более сильными и умными. К счастью, ничто не стоит на месте. Вчерашний робкий и неуверенный малыш уже вырос, рядом нет ни мамы, ни учительницы, и давно пора самому стать хозяином своей жизни.

Способствуют мнительности (не только у ребятишек, но и у взрослых, солидных людей) и всевозможные «страшилки» – фильмы ужасов, детективные истории про убийства, криминальная хроника и т.п. Истории о преступлениях показывают для того, чтобы предостеречь людей от опасности. Но бывает и противоположный результат. Женщина на тёмной улице, видя в каждом встречном преступника невольно проявляет свой страх и враждебность в движениях, взгляде – всё в ней напряжено, как струна. Навстречу компания подвыпивших «искателей приключений» – и ответная агрессия не заставит себя ждать. Если конфликт не остановится, и до ограбления может дойти, и до убийства. Те же ребята, встретив доброжелательно настроенногочеловека, обойдут его стороной, а может, и утихомирятся от его слов.

Как же отличить реальные опасности и проблемы от выдуманных?

Ведь бесшабашность и риск, безразличие: «авось, пронесёт» – тоже к добру не приводят. «Просто так» ничего не бывает, все опасности и трудности имеют свои причины. Эти причины – предвестники неприятностей. Например, встали поздно, на работу торопились – забыли кран закрыть, «затопили» соседей. Будем фиксировать причины – сможем предвидеть и предотвращать и сами проблемы. Не поленимся и вернёмся, проверим всё и закроем кран. А в другой раз постараемся не проспать, чтобы собраться спокойно, без спешки. Так появляется предусмотрительность – действия, направленные на опережение ситуации, умение вовремя «подстелить соломку». А если лень искать причины в себе, своём поведении, то только и остаётся бояться, постоянно ожидая «подвоха» извне.
Чтобы реально оценить ситуацию, необходима искренность. Если разговор при вашем появлении прекращается, можно подозревать всех в неискренности, а можно поздороваться и спросить, о чём шла речь – и все подозрения могут тут же рассеяться. Если вы подозреваете кого-то в тайном плохом отношении к себе, можно поговорить откровенно: «В чём я, с вашей точки зрения, не прав?», если действительно не правы, то исправиться. Кажется, что вашего супруга больше интересует другая женщина, чем вы – вместо обиды, «разборок», поиска доказательств «измены» можно уделить ему побольше своего внимания, заботы, общения. Этого порой достаточно, чтобы все основания для ревности исчезли.

А когда опасность действительно существует, эмоции не помогут – тут нужны вполне конкретные действия, активность. Мнительность говорит «А что, если…», а в ответ у нас должен возникать план, как предотвратить или решить проблему. Например: «Если о моих промахах скажут начальнику, да ещё с преувеличением, то меня могут уволить с работы». Вариант действий: самому обратиться к нему, показать объективную картину, попросить совета, как улучшить положение дел и предложить свой план исправления ситуации. Даже если не всё и не всегда удаётся поправить – с каждым конструктивным решением растёт уверенность, а мнительность и страхи отступают.
В любой ситуации страх за себя – в том числе за своё имущество, своих близких («как я, бедный, без них останусь»), свою работу – делает людей необъективными и заставляет совершать массу ошибок. Ведь в этот момент они ни о чём по-настоящему думать не могут, кроме себя. А если больше думать о том, как помочь другим – и страх отступает, и домыслы рассеиваются (ведь нужно поддерживать людей, а не деморализовать). Приходит спокойствие, а с ним, и решения, и помощь.

«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается.

Следовательно, глубокое знание людей и здравые суждения о событиях приближают нас к счастью»

Стендаль.

Картина дня

наверх